Заклеен рот. Фото: juli/flickr.comСотовый оператор МТС отчитался по итогам работы за первый квартал 2009 года. Чистый убыток компании по US GAAP составил 57,7 млн долларов по сравнению с 610 млн прибыли за аналогичный период прошлого года. Выручка снизилась на 24%, до 1,809 млрд долларов, показатель OIBDA уменьшился на 29,3% — до 831,5 млн долларов, рентабельность по OIBDA снизилась за год с 49,4% до 46%.
По словам президента МТС Михаила Шамолина, чистый убыток получен из-за курсовой разницы по номинированному в долларах долгу. Без ее учета чистая прибыль оператора за отчетный период составила бы 404,7 млн долларов. По итогам 2009 года рост выручки в рублевом выражении составит 10%, прогнозирует Михаил Шамолин. Предполагать темпы увеличения этого показателя в долларах он не берется.
В целом отчетность МТС оказалась несколько лучше ожиданий экспертов. «Компания продемонстрировала снижение выручки и рентабельности, однако во многом этого стоило ожидать. Так, на динамику выручки оказало ослабление рубля: в первом квартале средний квартальный курс рубля к доллару снизился еще на 21%, что привело к падению долларовых отчетных показателей, образованию убытка от курсовых разниц на 462 млн долларов и, в конечном счете, чистому убытку за квартал», — отмечает аналитик «Велес Капитал» Илья Федотов.
Впрочем, эксперты указывают, что ряд ключевых показателей, влияющих на доходность компании, продолжает снижаться. Так, среднемесячный доход с одного абонента (ARPU) в России продолжил падение. По итогам четвертого квартала 2008 года этот показатель сократился с 278,78 до 258,28 рублей, а по итогам первого квартала этого года составил 233,54 рубля. Среднее количество минут выговариваемых абонентом (MOU) по сравнению с четвертым кварталом упало — с 218 до 205. Однако в годовом исчислении по итогам первого квартала MOU вырос примерно на 6%.
«Снижение потребления (MOU) по сравнению с четвертым кварталом связано с влиянием сезонных факторов, а также со снижением деловой активности и потребительского спроса, — поясняет пресс-секретарь МТС Ирина Осадчая. — А снижение ARPU обусловлено сокращением потребления высокодоходных услуг, таких как роуминг, междугородные и международные вызовы. При этом растет количество пользования внутри сети и потребление дополнительных услуг». По ее словам, среди пользователей массового сегмента наблюдаются тенденции к экономии: многие давно подключившиеся абоненты сейчас впервые задумались об изменении тарифного плана на более для них выгодный.
В основном, абоненты массово переходят на тарифные планы с низкой стоимостью внутрисетевых звонков, отмечают эксперты. В «Вымпелкоме» (оказывает услуги сотовой связи под брендом «Билайн») и «Мегафоне» не соглашаются с этим выводом, но признают, что россияне стали более внимательно относиться к своим расходам. «В начале года снижение трафика наблюдалось, но в апреле в конце первого квартала ситуация стабилизовалось», — отмечает пресс-секретарь «МегаФона» Татьяна Зверева. В «Вымпелкоме» заметили сокращение объемов роумингового трафика в начале года, но уже к маю произошла корректировка в сторону повышения. «Люди стали больше пользоваться внутрисетевым роумингом, судя по этим данным, они стали больше путешествовать по России. MOU по итогам четвертого квартала остался на уровне 228 минут и не изменился по отношению к третьему», — говорит пресс-секретарь «Вымпелкома» Ксения Корнеева.
Обозначенные тенденции подтверждает статистика. По данным исследовательской компании «Комкон», 36% населения крупных городов России в начале апреля стали экономить на сотовой связи. По сравнению с ноябрем число экономных пользователей сотовой связи увеличилось в 3,6 раза, а 1% россиян полностью отказался от разговоров по сотовому телефону. В целом, на мобильную связь стали меньше тратить 38% россиян и 31% абонентов во всем мире, подсчитали в компании «Ромир». Повсеместно падают и продажи новых мобильных телефонов.
«Произошло сокращение штатов в компаниях, многие предприятия сократили соцпакет, куда входила и сотовая связь. Поэтому неудивительно, что люди ищут новые способы экономить, — говорит аналитик ФК «Уралсиб» Константин Белов. — Это естественная реакция абонентов в кризисных условиях Результатом этих поисков, по словам эксперта, является снижение средней стоимости минуты (APPM). У МТС этот показатель снизился с 1,18 до 1,14 рублей. Не исключено, что в дальнейшем APPM продолжит снижаться, чему будет способствовать сокращение количества высокодоходных («тяжелых») абонентов.