Серж Головач
Серж Головач - один из немногих российских фотохудожников, чьи работы хранятся в музеях. Родился в Биробиджане, там же окончил художественную школу. Учился в Дальневосточной академии госслужбы, стажировался в Германии, в 2001 году переехал в Москву. Принимает участие в галерейных, музейных выставочных проектах (на его счету 136 выставок) и журнальных арт-концептах; делает различные социальные проекты (анти-СПИД, анти-рак, анти-туберкулез).
Активный человек с активной жизненной позицией, не перестающий восхищаться красотой окружающего мира и дарящий эту красоту всем вокруг.
- Серж, по образованию ты госслужащий, изучал менеджмент музейного дела. Как пришёл к фотографии?
- Фотографировать я начал в своём биробиджанском детстве, линейка фотоаппаратов у меня тогда была следующая: Смена-Символ, Фэд-3М, затем Зенит-122. Прошла какая-то часть моей жизни, интерес к фотографии не угасал, хотя и профессиональной деятельностью она не становилась. Но в 1998 году кризис сломал все планы: молодые специалисты никогда особо никому не были нужны, а во времена кризиса и подавно. И моя жена Виктория, которую я встретил в 1999 году, будучи профессиональным фотографом, вновь пробудила мой интерес к фотографии. Он зажёгся с такой неимоверной силой, что было уже не потушить!
- Как состоялось твое знакомство с Nikon?
В один прекрасный момент мне нужно было выбрать, на какую камеру я собираюсь снимать. У меня тогда была мыльница Pentax и пора было расти, мыльницы уже не хватало. Жил я всё ещё на Дальнем Востоке, и тут появилась возможность купить Nikon F90. Соответственно, как только я встал на эту тропу, то попал «в зависимость» от Nikon, и, надо сказать, этот бренд меня всегда полностью устраивал. Потом у меня были модели Nikon F4, F100. Параллельно я снимал на широкоформатные камеры, в основном, на пленочный Hasselblad XPan. Разумеется, задачи, которые стояли передо мной, постоянно менялись. Мне нравилось снимать портреты на плёнку, но требуемая российским глянцем оперативность заставила меня, в конце концов, приобрести цифровую технику. Ведь редакторы журналов всегда просят после фотосессии выложить им на FTP превьюшки, а когда снимаешь на плёнку, то нужно всё это проявлять, сканировать - и всё это значительно удлиняет и удорожает процесс, а ведь я в то время делал сотни съёмок! И вот я ездил-ездил по Москве, у меня, конечно, была своя любимая лаборатория, которая работала круглосуточно, но так бесконечно длиться не могло.
Периодически я брал цифровые камеры в аренду, даже с камерами конкурентов пришлось работать. Разумеется, путался, потому что привык к Nikon, так что съёмки с конкурентами проходили с потерей времени, резкости и экспозиции. Это как ездить с правым рулем - я, как человек дальневосточный, привык за много лет к правому рулю, и как только сажусь за левый, перестаю уверенно себя чувствовать. Все на уровне автоматизма. Так и с камерой - в конце концов, я остановился на Nikon D70, которую регулярно брал в прокат для журнальных съемок. В ноябре 2007 года выходит Nikon D3 - полная матрица, первая камера с полным кадром. Для покупки цифры я тогда созрел, но о такой камере мог только мечтать. И вот в начале 2008 года приезжаю я покупать, как запланировал, Nikon D300, пониже классом (и, соответственно, ценой). Вижу: стоят в магазине на прилавке обе модели - D300 и D3. Взяв в руки D300 и сделав буквально несколько кадров, я не мог уйти от соблазна попробовать D3. И, попробовав, понял, что если у меня сейчас не будет такой камеры, которая обладает ресурсом на год вперед, а то и на два или три - то я никогда не сделаю того, чего хочу. Ведь современные технологии развиваются дико быстро, инженеры - молодцы! Я увидел, что рабочая чувствительность Nikon D3 - 6400 ISO, и она делает это без шума, и рисунок похож на плёночный, к которому я привык... Что мне оставалось делать? Только искать деньги!
Слава Богу, в тот момент работы было много, я ужался в ремонте квартиры и купил себе машинку для работы. Это была мечта, сказка! Ведь как бывает на «глянцевой» съёмке? Помимо фотографа и модели в ней участвуют ещё стилист по причёскам, стилист по костюмам, стилист по аксессуарке, бижутерке или ювелирке, визажист, инкассаторы ювелирки, подруга модели и собачка модели. Съёмка - это коллективная работа. Но если вдруг после съёмки выясняется, что, хоть от глаза до уха расстояние всего 2 сантиметра, но фотограф забыл закрыть диафрагму, и украшение Chopard на фотографии оказалось нерезким, то кто виноват? Вся команда? Камера? Нет, фотограф! Так что для того, чтобы быть лучшим, нужно, чтобы всё работало на автоматизме. И для меня в этом отношении D3 - просто идеально подходящая камера. (Кстати, когда я читаю мастер-классы в различных школах фотографии, то нередко вижу у девочек от 17 и старше, которые сидят в первом ряду, камеры Nikon D3. Не совсем понятно, правда, зачем им нужны эти камеры, если снимают они преимущественно на «автомате»).
Я, конечно, теперь мечтаю о Nikon D3X, потому что там уже не 12 мегапикселей, а 20 с копейками, но, тем не менее, и у D3 качество отличное. Даже на фото большого формата видно каждую ресничку!
- Ты активно участвуешь в социальных фотопроектах и, можно сказать, начал в России делать моду на социальные проекты. Расскажи, как появилась такая идея?
- В 2008 году Организация Объединенных наций предложила мне в рамках своей программы по ВИЧ/СПИД придумать проект - им стали мои «Звёзды Против СПИДа». Планы были грандиозные: начать с российских и украинских звёзд, а закончить селебритис уровня Мадонны или Кайли Миноуг (был готов даже Элтон Джон, но в результате серия получилась чисто женской).
Выставка состоялась в Stellа Art Foundation, в мае 2008 года. Я сделал серию панорамных портретов, снятых на пленку на Hasselblad, и выбрал насыщенный красный фон - цвет опасности и вместе с тем цвет любви. Жаль вот только, что до западных звёзд - в связи с начавшимся экономическим кризизом - дело так и не дошло.
Еще один социальный проект - «Звёзды Против Туберкулёза», который я сделал при поддержке «Российского Красного Креста» и Парнёрства Лилли по борьбе с туберкулёзом с множественной лекарственной устойчивостью. Выставка состоялась в 2009 году в Политехническом музее. Весь проект был снят на Nikon D3. Это серия картинок размером метр на метр, и с того расстояния, с которого принято смотреть произведения искусства такого размера, все выглядит просто великолепно! Заметьте - при том, что Nikon не снимает квадрат, и изначальный размер фотографии - метр на полтора. В проекте участвовали Эдуард Лимонов, Тина Канделаки, Андрей Бартенев, Валерий Золотухин и другие знаменитости, которые держат в руках рентгенограммы собственных лёгких и очень рады, что здоровы.
- К теме СПИД ты, насколько я знаю, периодически возвращаешься. Почему она тебе так близка?
- Тот факт, что я берусь за какую-то тему, не говорит о том, что эта проблема касается меня лично. Тема СПИДа волнует меня как социально ответственного гражданина, потому что есть такая проблема в нашем обществе. Социально значимых проектов должно быть много и разных - в последние пару лет в России начали это понимать и стали что-то делать в этом направлении. Я слежу за тем, что происходит в социальной рекламе в России и в мире и, к сожалению, вынужден констатировать: наиболее удачная социальная реклама по-прежнему снимается за границей. Креатив и талант у тех «деньгодателей», которые доверяют подобные съёмки своим любовникам или любовницам, к сожалению оставляет желать лучшего.
Что касается СПИДа - все началось в 2005 году, когда у меня была выставка в Париже под названием «Russes» («Русские»). На неё пришли два французских парня - Лео Мео Каранданг и Франсуа Даппиа. Нас представили, я сразу узнал в Лео всемирно известную модель - любимую модель известных французских мастеров Пьера и Жиля. Он - ВИЧ-положительный, а его бойфренд Франсуа (они тогда жили вместе) - ВИЧ-отрицательный. Это называется дискордантная пара. И они готовы об этом говорить. Они дают интервью французским телеканалам, радио и газетам, и впервые в жизни согласились сняться обнажёнными - причем мне, русскому фотографу. Мы поехали в Нормандию, на родину Лео, к его матери и сестре, и я сделал серию из 48 панорамных портретов, напечатал их в технике ксерокс на крафт-бумаге. Упаковочная бумага не предназначена для полиграфии, на ней частично не пропечатывается изображение, и это придает снимкам особую аберрацию, дает налёт времени, налёт какой-то воздушности...
Эти работы выставлялись на второй Московской биеннале современного искусства, в рамках параллельной программы, в галерее «Файн Арт», в моём авторском проекте «Плюс».
Лео стал моим первым знакомым, о котором я узнал, что у него ВИЧ-положительный статус. Тема СПИДа - это тема любви. Незащищённый секс предполагает опасность заражения ВИЧ-инфекцией, что может привести к СПИДу, а может и не привести - если принимать соответствующие медицинские препараты. Сегодня люди живут с ВИЧ долго. Это, конечно, психологически трудно, но те, кто с этим живёт, должны об этом рассказывать, не стесняясь. Одна из первых женщин в России, которая открыла свой ВИЧ-положительный статус - Светлана Изамбаева, тоже стала героиней моего проекта «Женщины Против СПИДа». Она позировала со своей дочкой Евой-Марией, которая родилась здоровой благодаря тому, что Светлана принимала антиретровирусную терапию. В таком случае вероятность составляет 96%, что ребенок родится здоровым (если, конечно, не кормить его грудным молоком). И об этом надо говорить!
- Ты как-то упомянул, что считаешь фотографию командным творчеством. Почему?
- Потому что в любой съемке участвуют как минимум два человека - фотограф и модель (портретируемый или портретируемая). Хотя обычно - больше. Я очень уважительно отношусь к тем, кто работает со мной вместе, и по возможности всегда стараюсь указывать имена всех, кто принимал участие в работе над той или иной фотографией - от стилиста до ассистента гримёра.
Если же смотреть шире, то я убежден: профессионализм фотографа - это умение не только нажимать на кнопку, но и общаться. Попробуйте заставить незнакомых людей с дубинками, когда проходите мимо них, встать и позировать вам - это тоже мастерство фотографа! Причем, позируя, эти люди не всегда должны смотреть в камеру - иногда приходится просить их смотреть друг на друга или на птичку в стороне. Есть у меня, например, такой портрет военных автоинспекторов Санкт-Петербурга.
Если ты желаешь чего-то добиться в жизни, и снимаешь не ювелирку, туфли или губную помаду, а людей - сначала научись разговаривать с людьми!
В 2003 году директор Московского дома фотографии Ольга Свиблова отправила меня в командировку на Сахалин. Я был в Корсаково, Южно-Сахалинске, Александровске-Сахалинском, в каких-то Богом забытых местах - в Поронайске, Углегорске, поселке Смирных... Благодаря тому, что у меня была «бумага» из Москвы, и меня поддержал тогдашний губернатор Сахалинской области Иван Малахов, с которым я встречался лично, я попал в труднодоступные места - в колонию строгого режима, на охрану государственной границы, снимал добычу нефти и переработку рыбы... С людьми любого ранга нужно уметь разговаривать, объяснять свою позицию. Даже если человек неподготовленный, то он сразу видит, если это настоящая фотография! Свиблова показала эту выставку на Фотобиеннале - 2004, на мосту Багратион, где эти панорамные картинки висели размером 55х150 см.
Или вот ещё пример. Как-то я был в Сестрорецке (под Питером), лежим на пляже, и вдруг к берегу пришвартовывается красивая яхта. Стоит, качается на волнах - я думаю, сколько нужно денег, чтобы оказаться на этой яхте? Решил подойти. Спрашиваю: можно как-то посмотреть вашу яхту? Познакомился с хозяином, и так мы с ним договорились, что за 1500 руб. мы три часа катались на этой огромной яхте - получилось райское наслаждение солнцем, морем, погодой и съёмкой!
- Помимо прочих техник ты, насколько я знаю, увлекаешься светописью...
- Год назад в Московском музее современного искусства была выставка «Техника экстаза», в её рамках - моя серия «Эпюры Тела», и сегодня мои работы в этой технике находятся в коллекциях двух музеев: 59 - выше упомянутого музея на Петровке, 25, и 144 - в коллекции Государственного дальневосточного музея. Эксперименты со световой (лазерной) кистью я делал с помощью камеры Nikon D3, при чувствительности 6400 ISO, выдержкой до 30 секунд.
Там, где линзы абберировали, «проявились» всполохи засветки, звёзды - красота необыкновенная! На плёнку такое снять было невозможно - только с технологией третьего тысячелетия - цифровой. И эти фотографии позволила мне сделать камера Nikon!
- Ты первым стал снимать панорамные портреты. Как ты дошёл до такой идеи?
- В 2003-04 годах у меня был большой балетный проект при поддержке Министерства культуры - я снимал 16 балетных трупп, и впервые применил панорамную съёмку для балетных сцен. И потом я подумал: а отчего же не снимать панорамные портреты? Почему раньше фотографы применяли панорамную съёмку только для архитектуры или пейзажа? Стандартного формата для портрета мне было мало: у человека два глаза, он видит не квадрат, не обложку, а гораздо шире - он видит панораму! Поначалу искусствоведы и коллеги мне говорили: зачем в портрете должно быть столько пустого места?! Почему нельзя было «откропить» картинку? Я отвечал: это не «пустое» место, это пространство - время: прошлое, настоящее и будущее! Тогда некоторые закашливались и говорили: о`кей, в этом что-то есть, только мы пока не можем понять, что именно. Но я продолжал выставлять эти работы, и искусствоведы в конце концов начали это явление описывать. Ведь это же так сложно, и так просто - на ту камеру, которая предназначена для пейзажа, снимите портрет! Почему люди не хотели посмотреть на мир другими глазами? К тому же, панорама - это идеальный формат для коллективных портретов.
- Ты любишь снимать мужское обнаженное тело. Почему?
- С самого начала мои портреты ню были скорее пластическими поисками. Вопросы гармонии и дисгармонии форм меня всегда интересовали.
Взаимоотношения двух мужчин могут быть разными. Они могут быть гетеро или гомосексуально ориентированными, но моими натурщиками в основном становились натурально ориентированные юноши.
- Приходилось ли тебе делать репортажную съемку?
- Я не репортажный автор, хотя у меня были и репортажные выставки, за которые мне не стыдно. Например, «Китай. Ни Много, Ни Мало». Я 20 раз был в Китае, живя на Дальнем Востоке, немного выучил китайский язык, находил с китайцами визуальные флюиды, снимал их, и незнакомые люди мне улыбались, что в общем-то не характерно. Особенно, помню, меня поразила съемка на китайском пляже. Когда приходишь на китайский пляж, то понимаешь, что китайцев в мире - миллиард и, кажется, весь этот миллиард одновременно выходит на пляж! Там китайцы обычно сидят под зонтиками, не загорая. Или доплывают до буйков и сидят на них человек по сто - такой вот культурный отдых с солнечными ваннами.
- Выглядит как московское метро, только в воде! А кто ваши любимые герои портретов?
- Например, я с удовольствием снимал витебского скульптора Валерия Могучего - я делал обложку для его каталога, где поместились и его портрет, и его работы. Самое известное его произведение - это памятник Марку Шагалу в Витебске, который называется «Дуэт с флейтой». Тяжело сейчас скульпторам и художникам. Жаль, что спустя 90 лет после прорыва в искусстве, который сделала витебская художественная школа с Казимиром Малевичем и Марком Шагалом, на сегодняшний момент там не происходит ничего, о чём можно было бы вспомнить спустя следующие сто лет. Конечно, на тот момент это была революция в головах и революция в миропонимании, плюс инновационность Советской власти, которая понимала, что для того, чтобы людей как-то реструктуризировать, нужны визуальные образы, а визуальные образы создаются художниками. И финансирование красок, или дров для отопления, чтобы эти художники и их семьи не умерли с голоду, и не замёрзли зимой - это тоже необходимое условие, чтобы они жили и творили.
С мыслями об этом я создал проект «УНОВИС» («Утвердители Нового Искусства») в рамках III Московской биеннале, в виде 7-минутного фотофильма, состоящий из 160 кадров, снятых на Nikon D3.
- Серж, за 10 лет своей фотографической жизни ты принял участие в 150 выставках. Случались ли с тобой какие-то неожиданные или курьёзные истории?
- Конечно, случались. Например, как-то один уважаемый журнал заказал мне обложку - по замыслу нужно было снять одного портрет известного модельера, и чтобы лицо у него было в снегу. Я даю редакции техническое задание - найти снег. Вариантов было несколько: отправиться, например, с холодильничком на любой подмосковный горнолыжный курорт, или же обратиться к нашим известным рестораторам, у которых в люксовых заведениях наверняка имеются специальные машинки, умеющие хитро крошить лёд. Но, когда я пришёл в студию на съёмку, оказалось, что вместо снега принесли какую-то кокосовую стружку... Что я мог поделать? Картинку сняли, обложку утвердили, да и Бог бы с ней, если бы не одно но: прихожу я в прошлом году на выставку «Мода и стиль в фотографии» и - о ужас! - вижу там эту самую свою обложку! Нет, конечно же, за саму картинку мне не стыдно: я сделал всё как надо. Но эта кокосовая стружка вместо снега... ведь одно дело - обложка журнала, которая несёт все-таки информативную функцию и имеет формат А4, а другое - произведение искусства, которое выставляется на выставке. Там же все-таки ходят искусствоведы...А на произведение искусства та кокосовая стружка ну никак не тянула - ведь всем известно, что чтобы сделать шедевр, как, например, делает Дэвид Лашапель, то и с аксессуарами придётся так же серьёзно заморочиться! И ведь редакция журнала меня даже не поставила в известность об этой выставке - иначе я бы настоял на другом фото из той же серии... Впрочем, претензий у меня нет - мне было искренне смешно.
- Есть ли у тебя любимые фотографы?
- Мне симпатичны Игорь Мухин и Пётр Ловыгин. Пётр появился на арт-сцене недавно, и я восторженно слежу за его взлётом, а Игорь - это классика российского репортажа. The Best of the Best - арт-группа АЕС+Ф и, в частности, «Ф» = Володя Фридкес, который ответственен за фотографическую составляющую. Он опять же компонент команды: команда придумывает историю, эскизы, продюсирует декорации, занимается кастингом моделей - и в результате на последней Венецианской биеннале (а ныне - и в Москве, в ЦСИ «Гараж») их 18-минутный фильм, сложная анимация из десятков тысяч фотокадров, стал одним из лучших проектов! О бюджете съёмок я умолчу, скажу лишь, что с таким бюджетом, кроме них, снимать в России никто не может себе позволить. Моя мечта - сделать такую же высокотехнологичную работу.
- Что бы ты посоветовал начинающим фотохудожникам?
- Людям, которые берут в руки камеру, я повторяю: не камера делает из вас фотографа или художника. Зрение - это визуальная мышца и, как и любую другую мышцу, её надо тренировать, держать в тонусе. Только учёба, просмотр огромного количества изображений, выставок, каталогов, и коллеги с хорошим вкусом помогут сформировать вкус и у вас. И только благодаря хорошему вкусу и пониманию композиции вы начнете различать то, что является изображением, то, что является фотографией, и то, что является произведением искусства.
Беседовала Мария Желиховская
Компания Nikon благодарит Сержа Головача за интервью и предоставленные снимки.